Экскурсия в Иоанно-Богословский храмовый комплекс

23 нояб. 2020

«Очень рады вас здесь видеть!», – поприветствовал нас святой отец. – «У нас для вас запланирована небольшая экскурсия. Здесь три храма, и, вообще, пять престолов, все в разных стилях. Также и музейчики у нас есть. Мы надеемся, конечно, что вы, может быть, откроете для себя что-то новое и интересное.

Все направилась в храм Вифлеемских младенцев-мучеников, освящённый в 2015-м году. Он второй по размеру из трёх и построен взамен снесённого храма, в котором литургию служили тридцать лет. Сначала пришла идея на этом месте построить часовню, вместо часовни поставили новый храм.

На полу в храме мозаика, сюжеты из Ветхого завета. «Смотрите. Река Иордан. Вода. Всё живое жаждет напиться. А душа человеческая чего жаждет? Душа жаждет святости, чистоты. Всегда. Поэтому перешагиваем через Иордан и двигаемся дальше...», – рассказывала матушка.

Дальше на полу мы увидели и другую символики, обозначение святых земель из священных писаний – мест, где совершались важнейшие события, как, например, явление скрижалей. «Это, ребята, всё работа москвичей. Они очень погружены в тему, разбираются в теории, работа долго обсуждалась, как лучше сделать. У нас в Сибири не оказалось таких мастеров, которые могли бы сделать так же. Слава Богу, это всё делалось для Бога», – восхищается матушка Екатерина. Она не один раз за экскурсию выскажет ту простую идею, которая оправдывает все труды на строительство церкви: «Для себя можно как-нибудь, а для Бога нужно делать хорошо». Оказывается, Иордан не был синим, как предлагали изобразить его мастера. Батюшка уговорил сделать его песочный, добавить серого и коричневого цветов – для правдоподобности. «И вот опять же, посмотрите, как сделано. Вот здесь, на «таблетках», в кружках, мозаика нарублена точечно – это уже работа местных мастеров, а на реке Иордан – продолговато. Зачем? Чтобы показать движение, течение воды. Вот вопрос – как сделать правильно. Интересно же, правда?», – добавляет она. И не только мастерство исполнения мозаики удивляет. Во всём сохраняется идея.

На территории комплекса нам показали панно из камней, изображающее план расположения храмов. С такой картой заблудиться точно не получится, и «проживёт» она дольше бумажной. На газоне возле второго храма, самого маленького, лежали подаренные батюшке валуны. Им нашлось особое применение – они символизировали двенадцать известных колоколов России. На самом большом камне – табличка с надписью «Царь-колокол».

Храм иконы Божией матери «Прибавление ума» с виду напоминает сказочный теремок. Он выполнен из дерева, перед ним – красивая кованная веранда, внутри – резные деревянные иконы на «ломанном» – зигзагом – иконостасе. Матушка Екатерина сказала, что таких икон нет больше нигде в Сибири. И на входе икона о «Прибавлении ума» резная. Работа – омичей.

 

 

Трепрестольный храм Иоанна Богослова освящён в 2009 году. В него мы вошли с бокового входа и спустились в цокольный этаж – там расположен один из залов для службы, один из престолов. Потолок там казался очень высоким. И расписан он был чудесно – под парчу светло-зелёного с золотом цвета: «Мы вспомнили про первую скинию в Ветхом завете. Кто помнит, что это было? Это была палатка, ткань. И пришла такая идея, расписать потолок так, чтобы он был похож на палатку. Мастера даже складки навели, нарисовали»

Уже уходя: «Может, кто-то хочет деликатно пару слов оставить в нашу книгу отзывов? Будем очень рады!» – предложила матушка. Молодёжь замялась, старшие, как всегда, подзадоривают и командуют: «Быстро всем писать, всем лайкать. Только по-старому, по-обычному – словом!». Всё-таки, современность проникает и в жизнь людей, оберегающих традиции и старую культуру. Как бы они жили в мире без знаний о новом? Течение времени заставляет подстраиваться и принимать то, что приходит. И это, кажется, вовсе не плохо. «Главное всё это сохранить, потому что время уходит», – с сожалением сказала Екатерина, – в ответ на комплименты о красоте музея.