Композитор-фольклорист Сергей Старостин

С 7 лет занимался в московской хоровой капелле мальчиков. В 1981 г. окончил Московскую консерваторию по классу духовых инструментов. На первом курсе консерватории принял участие в своей первой этнографической экспедиции, в которой был поражен пением рязанской крестьянки, с чего и началось увлечение русским фольклором. Впоследствии неоднократно выезжал в экспедиции в разные уголки России для поиска и записи народных песен, всего им собрано более 3000 песен.

Собиратель, исследователь и исполнитель аутентичной русской народной музыки, автор музыки к фильмам и театральным постановкам. Выступает как сольный исполнитель, а также в составе различных групп и ансамблей, среди них: «Moscow Art Trio», «Волковтрио», «Жили-были», «Сирин», «Проще простого» и «Живая земля». Работал более чем в 20 проектах, участвовал в записи более 40 альбомов. Обладатель Гран-при фестиваля Еврорадио в Братиславе, номинант премии BBC 3 radio AWARD как лучший этнический музыкант Европы.

В селах Топчихинского района, образованного в 1932 году, жанр духовных стихов бытовал всегда. Существовали стихи в среде старожильческого населения (первые поселения – Демидовская деревня Барнаул – 1730 г., Большая речка – 1732 г., Фунтики – 1789 г. Песчаное – 1772 г.) их населяли староверы, которые первоначально работали на демидовских заводах, а позже стали крестьянами. Переселились они с севера России, с Урала (Свердловская область) и относились к поморскому согласию. Среди староверов внебогослужебное пение как таковое допускалось, но оно обязательно должно было нести духовное содержание, укреплять в человеке веру, нравственно совершенствовать его. В старообрядческой среде лирико-поучительное духовное пение сопровождало различные работы и передвижения, было условием бытовых обрядов, а главное было частью того духовного «щита веры», который всю жизнь ограждал человека от соприкосновения со злом. 

К сожалению, не много о них удалось узнать от современного населения. Большей частью до нас дошли духовные стихи более поздние — переселенцев с южных губерний России (Рязанская, Тамбовская, Курская губернии и др.) и Украины (Полтава).

В Топчихинском районе в результате экспедиций (2007, 2008, 2009, 2010 г.) были собраны и записаны духовные стихи от переселенческого населения таких сел, как Переясловка, Топчиха, Макарьевка, Фунтики и п. Ульяновский). По большей части это стихи лирического или лиро-эпического содержания, относящиеся к позднему этапу возникновения.

Обычно стихи или «стишки» записаны у пожилых женщин в старых тетрадках. Они переписываются друг у друга. Такие тетрадки есть у Т. Рудь из с. Переясловка, А. Филатовой из п. Ульяновский, а вот А. Буравцовой из с. Топчиха был составлен на пожелтевшем тетрадном листе только список стихов – всего 25.